Общение и искусство: общение в искусстве


Общение и искусство: общение в искусстве
В социально-психол. понимании искусство может рассматриваться как художественная коммуникация, к-рая чаще имеет однонаправленный характер, и как межличностное О., к-рое является 2-сторонним процессом обмена личностным содержанием. Еще Платон понимал искусство как своеобразную коммуникацию, направленную от Бога к художнику и от художника к др. людям. Мыслители разных времен (И. Кант, Л. Н. Толстой, Г. В. Плеханов и др.) определяли искусство как средство О. людей между собой. Свой вклад в понимание искусства как О., в ходе к-рого происходит эмоциональное заражение, обмен чувствами, возникают феномены катарсиса, суггестии и подражания, сопереживания, идентификации, эмпатии, психол. совместимости и несовместимости внесли такие философы, психологи и социологи. Проблема О. с искусством имеет неск. осн. аспектов: О. художника в процессе сотворчества (в первую очередь, в исполнительских видах искусства - театральном, кинои телевизионном, музыкально-танцевальном, но также и в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре); художественное произведение как сообщение и художественное моделирование О., прежде всего, дружбы-вражды и любви-ненависти в произведениях искусства; специфическое образно-эмоциональное и обычное О. художника с аудиторией, реципиентами (непосредственное и опосредствованное); О. с коллегами, спонсорами, редакторами, критиками, распространителями и популяризаторами, переводчиками и др.; наконец, обыденное бытовое О. как источник впечатлений, замыслов, опыта, служащее постоянным фоном творчества. Во всех видах О.и., как и в любом человеческом О., особенно важным фактором эффективности О. является личностная совместимость/несовместимость общающихся: художника с художником, художника с реципиентами, аудиторией. Э. Геннекен еще в конце XIX в. сформулировал гипотезу, получившую позднее название «закона Геннекена»: «художественное произведение производит эстетическое действие только на тех, душевная организация кого является хотя и низшей, но аналогичной организации художника, к-рая породила произведение и может быть на основании произведения уяснена». На основе этого положения Н. А. Рубакин уже в ХХ в. разрабатывал «психо-социологические формулы книг» и типологию их читателей. В настоящее время более адекватным является понятие именно социально-психол. совместимости личностей художника и его реципиента; при этом необходимо исходить из опр. понимания категории личности, ее иерархически организованной системы компонентов-подструктур. Наиболее важное значение в этой иерархии имеет ценностноориентационный уровень личности, а также ее менталитет, культурный тезаурус, жизненный опыт, эмпатия. Отношения между художниками-сверстниками, представителями одного и того же вида искусства бывают весьма конфликтными вследствие амбициозности и конкуренции. Поэтому руководство художественными коллективами (режиссер, дирижер, балетмейстер и др.) требует коммуникативной компетентности, умения строить отношения с людьми искусства, создавать благоприятный психол. климат сотрудничества. Социально-психол. исследования показывают, что с руководителями-диктаторами и руководителямидемократами соответственно совместимы представители искусства, ориентированные на монологический либо диалогический стиль руководства. Исследования также свидетельствуют, что наиболее оптимальны и успешны художественные группы численностью до 30 человек. Среди художников имеются как интроверты, так и экстраверты, что связано с характером того или иного вида искусства. В коллективных видах художественного творчества чаще встречаются экстраверты, а среди представителей индивидуального творчества (писателей, живописцев, скульпторов, композиторов) скорее можно обнаружить интровертов. Работы отеч. социальных психологов, говорят о том, что для успешного художественного коллектива с духовно-гуманистической направленностью в еще большей степени, чем для любого трудового коллектива, характерны след. осн. качества: развитая духовноценностная сплоченность, благоприятный стрессоустойчивый морально-психол. климат, организационно-психол. потенциал творческой эффективности, к-рый обусловлен диалектикой свободы и ответственности, эмпатией, совместимостью и взаимодополняемостью участников художественного коллектива. Лит.: Геннекен Э. Опыт построения научной критики (Эстопсихология). СПб., 1992; Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995; 2-е изд., испр. и дополн. Самара, 2007; Он же. Социальная психология искусства. Л., 1988; Child I. L. Aesthetics // The Handbook of Social Psychology / Ed. by G. Lindsey, E. Aronson. V. 3. Reading (Mass.). 1969. P. 853-916. В. Е. Семенов

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Общение и искусство: общение в искусстве" в других словарях:

  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства — может рассматриваться как объект воздействия массовой культуры, коммерческой литературы и т. д., т. е. объект воздействия в «искусстве для эмоций», не имеющем иного содержания, кроме того, что представлено в нем «прямым текстом». Тогда как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение и искусство: диалог автора с аудиторией — В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к рое не тождественно общепсихологическому и отражает своеобразие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение и искусство: переживание катарсиса — возникает в том случае, если взаимодействие смыслового содержания произведения искусства с личным опытом реципиента приводит к реальным трансформациям последнего. Тогда художественное переживание завершается для реципиента эффектом катарсиса.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность — Способность читателя, зрителя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения разл. по глубине и наполненности содержательно смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт О. с… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • условность в искусстве — 1) нетождественность реальности и ее изображения в литературе и искусстве (первичная условность); 2) сознательное, открытое нарушение правдоподобия, прием обнаружения иллюзорности художественного мира (вторичная условность). Рубрика: Эстетические …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Плеханов, Георгий Валентинович — русский публицист и политический деятель. Родился в 1857 г.; кончил курс юнкерского училища, затем поступил в горный институт в Петербурге; там он познакомился с бунтарями народниками и начал пропаганду в кружках рабочих. Во время демонстрации на …   Большая биографическая энциклопедия

  • Плеханов — 1. Биография. 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов. 3. Природа и сущность искусства. 4. Трактовка Плехановым проблем художественного процесса. 5. Принцины марксистской критики в понимании… …   Литературная энциклопедия

  • ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… …   Православная энциклопедия

  • Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Общение и искусство: общение в искусстве» >>